Вот и наступил долгожданный ноябрь. Мы (небольшая команда Паджероклуба) решили не нарушать традиций и окунуться в волшебный мир загадочного, заброшенного, забытого людьми, но может быть от этого прекрасного Костромского края. В связи с тем, что команда Клуба «Там в России» анонсировала,что «Полной Чухломы» в этом году не будет,нами было принято решение идти самостоятельно,благо карты у нас были и 2010 и 2011 года, где было ещё не все увидено.И вот, в проснувшись 5 утра 1 ноября 2013 года, я ,позавтракав на скорую руку и ощущая радость встречи с затерянным миром, где нет дорог, практически нет людей и нет СОТОВОЙ связи))), забираю своего штурмана Олега Летушева (все его помнят по недавней августовской эпопее «Печорский тракт») и мы двигаемся на встречу со вторым экипажем, Ромка из Автофора и Влад.
Встречаемся на Ярославке у Макдака ,обсуждаем маршрут доездинга и скорость движения, и наши стальные кони уже несут нас прочь от суеты и толкотни большого города навстречу приключениям. По пути обгоняем ещё две машины с наклейками клуба, ба)))да это же ещё два наших экипажа следующих «По следам Чухломы» Вася и Володя. Поприветствовав друг друга в рацию, решаем идти вчетвером. За окнам уже поднимается осеннее солнце, поблескивая лучами на мерзлой траве.Красота. Перед Костромой принимаем решение идти через Буй, хотя это и небольшой крюк, так как решили кататься по 2010 году, и к тому же часть дороги от Буя до Галича имеет плачевное состояние, но нам надо заскочить в одну церковь которую я совершенно случайно нашел на просторах интернета. Проехав насквозь Кострому,полюбовавшись верхней Волгой мы останавливаемся перекусить на скорую руки и двигаемся дальше на север. Церковь находим не сразу, так как строение небольшое с невысокой звонницей и разглядеть его сквозь густые заросли ещё не опавшей листвы сразу не удается. Войдя внутрь мы были поражены, расписанный образами свод сохранился практически без повреждений. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Кирпичная церковь построена в 1824 прихожанами. Основной объём храма – двусветный четверик с одноглавым завершением и декором в стиле классицизма. Колокольня трёхъярусная со шпилем, связана с основным объёмом широкой двустолпной трапезной. Приделы Николая Чудотворца и Илии Пророка. В настоящее время здание церкви заброшено. Далее двигаемся на Буй, по пути созваниваясь с Лехой, который уже приближается к Галичу. По дороге нам попадаются два стоящих на обочине танк Т-72. И мы тут же не упустили возможность сфотографировать своих стальных коней рядом с бронированными монстрами. Вот она, разбитая дорога от Буя на Галич. Кстати, со стороны Галича стоит знак, что через 47 километров тупик))))и Леха Монтерик был очень удивлен когда из-за поворота показалась наша вереница машин. Время около трёх часов дня, до шести-семи часов стемнеть не должно, и мы ,приняв коллегиальное решение, выдвигаемся в сторону Никола-Острова ,надеясь успеть засветло в Жуково и пешим ходом дойти до острова. Но нашим мечтам в этот раз не суждено было сбыться. Дорога оказалась очень сильно разбита и нам на 33-х было тяжеловато. Смеркалось. Мы пробились все таки в Жуково, но идти в ночь на болото не решились. Чтож, будет ещё один повод посетить те прекрасные места.
Урочище Жуково Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне
Кирпичная церковь построена в 1835 на средства прихожан. Основной объём храма – двусветный четверик с боковыми портиками, увенчанный восьмериком с пятиглавым завершением. Четырёхъярусная колокольня со шпилем соединена с церковью небольшим притвором и трапезной. Приделы Николая Чудотворца и Космы и Дамиана. Храм бесхозный, стоит на заросшем кладбище.
Уже практически стемнело, когда мы выдвинулись в обратный путь. Нам предстояло ещё пройти через Судай и выйти к Высоково, первому лагерю, где нас уже ждали экипажи из Санкт-Петерберга ,которые уже порядком волновались за нас))). Дорога пролетела незаметно. Справа мы увидели костер и установленный шатер, с шамаханской царицей, ой)))с Ольгой ака CARina, Андреем ака Дроныч и Виктором ака Ижорец. Ребята гостеприимно угостили нас шампанским с бутербродами с икрой (Питерско-Чухломская традиция) и накормили вкуснейшими макаронами с тушёнкой. Утро второго дня встретило нас пасмурно ,но не дождливо, и мы воодушевленные этим пошли фотографировать останки былого величия стоящих неподалеку от лагеря церквей.
Церковь Воскресения Христова Церковь кирпичная с высокой столпообразной шатровой колокольней построена, видимо, в 1-й пол. XVIII в. Четверик храма вытянут в поперечном сечении, был увенчан тремя небольшими главками, поставленными в ряд. Имелись Покровский и Сергиевский приделы. Служила зимним храмом прихода. В настоящее время здание стоит заброшенным, главы сломаны, часть сводов рухнула. Церковь Илии Пророка Кирпичная церковь в стиле классицизма. Построена в 1820 прихожанами. Четверик церкви увенчан ротондой, несущей декоративное пятиглавие, с севера и юга пристроены прямоугольные приделы с четырёхколонными портиками, с запада и востока полукруглые апсиды. Приделы Всех Святых и Николая Чудотворца. Храм стоит на урочище, открытый и бесхозный.
Масштабы бедствия и былую красоту можно оценить вот по этой фотографии,забитливо оставленной организаторами «Полной Чухломы» прошлых лет
Собравшись и позавтракав на скорую руку мы продолжаем свое маленькое путешествие. Было принято решение идти на Якшино. Сказать, что дорожка была не очень хорошей, это не сказать ничего. Сначала ехали практически по асфальту, ровная насыпь, но вскоре уперлись в гать которую со временем хорошо подмыли талые воды. Пришлось строить новую гать, благо инструмент и руки для этого имелись.
И вот,после размытых гатей и лесовозных колей мы видим на холме нашу красавицу. Церковь Воскресения Христова
[quote]Кирпичный храм типа восьмерик на четверике с пятиглавым завершением, с трапезной и трёхъярусной колокольней. Построен прихожанами в 1795. В трапезной были приделы Михаила Архангела и Сергия Радонежского. Здание сохранилось, но в разорённом состоянии.[/quote]
После выдвинулись в сторону древнего заросшего тракта Солигалич – Тотьма и находящейся на ней церкви в урочище Николо-Чалово. Какие прекрасные виды открывается с холма на котором стоит храм, словами не описать. Церковь Николая Чудотворца Кирпичный храм в стиле тотемского барокко, с богатым декором. Построен в 1790. Двусветный четверик, первоначально пятиглавый, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней. Церковь сохранилась, в настоящее время заброшена.
Под вечер встаем лагерем уже в новом месте, южнее Солигалича. И снова вкуснейший ужин,костер и дружественное общение сдабриваемое джиперскими байками.
Утро встречает нас привычным серым небом. Дождя нет,что не может не радовать. Устранив поломки наша команда идет на встречу новым приключениям, решив что асфальт наши машины увидят сегодня под вечер, если вообще увидят. На нашем пути попалась замечательная деревенька с сохранившейся колокольней.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь кирпичная, относилась к типу восьмерик на четверике с пятиглавым завершением, с трапезной и колокольней. В 1855 храм расширен приделами Рождества Христова и Илии Пророка. После 1908 надстроен 4-й ярус колокольни. Храм разрушен в 1960-е. Сохранилась только колокольня. На пути нашей команды встречаются множество заброшенных людьми деревень. В домах весь скарб. Не покидает ощущение всемирного катаклизма, когда людям приходилось бросать дома с нажитым многие годы имуществом. Природа потихоньку отвоевывает свое: сараи и баньки развалились и поросли бурьяном, сами же дома покосились и судя по следам в них недавно пережидало непогоду небольшое стадо кабанов. Удручающая картина для урбанизированного жителя мегаполиса. А мы продолжаем двигаться вперёд через гати и броды к новым забытым достопримечательностям
Тьма понемногу начала отвоевывать права у света, на землю опускалась ночь,а мы всё ещё были очень далеки как от асфальта как от лагеря.
Отлебедившись и поднявшись на очередной затяжной подъем вырываемый светом фар из кромешной тьмы нам является красивейший храм Церковь Воскресения Христова.
[quote]Кирпичная пятиглавая церковь с трапезной и высокой колокольней со шпилем, с классицистическим декором. Построена в 1790 (по другим сведениям в 1793) усердием П. И. Черевина. Имела приделы Благовещения Богородицы и Димитрия Ростовского.[/quote]
Жаль,что фотографии,ьем более ночные не могут передать всего великолепия этого сооружения.
А нам пора дальше, время за бортом около десяти часов вечера, и ребята из второй команды волнуются. До твердого грунта нам оставалось около 3-4 километров, когда на подъёме у Патруля Вити-Ижорца пропадает передний мост. Принимаем решение тащить его до гравийки Лехой Монтериком. В очередной колее слышу в рацию Витю, всё, он без тормозов, так как трос, намотавшись на колесо порвал магистраль. Подручными средствами глушим магистраль и продолжаем выход на грунт. Около 23-00 выходим на местную гравийку, ведущую в жилую деревню Федотово. Сразу же встаем, чтобы заглушить до конца магистраль у Вити. Дорожка, несмотря на удаленность от крупных населенных пунктов и поздний час, оказалась живая. Мимо нас проехало от 3 до 5 машин. Никогда не забуду удивленные глаза местных, увидевших толпу грязных мужиков на джипах, которые пытались чтото чинить. Наконец срочный ремонт окончен , и мы отправились в третий лагерь. Прибыв на место около часа ночи, поужинав чем бог послал(Ольга приготовила) мы мирно уснули.
Следующее Чухломское утро обрадовало нас относительно теплой погодой и солнышком ,которое пробивалось свозь облака. В заключительное утро Ольга побаловала нас блинами,и мы подкрепившись и отремонтировавшись отправились к теремам. Дорожка вначале была легкая,гравийная. Мы неспешно переезжали речки по шатким деревянным мостам. Но вскоре всё преобразилось кардинальным образом. Начались лесовозные колеи, в которых тонули наши 33-дюймовые колеса. Ехать приходилось вразрез, но так как грязь достаточно жирная и скользкая, часто сваливались обратно в лесовозку. При форсировании очередной гати, мне между покрышкой и диском попадает палка, колесо начинает нещадно травить. Совместными усилиями быстро производим замену колеса на запаску. Проходим ещё пару километром и нашем взору предстает он, терем деревни Погорелово.
Погорелово — забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питер. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги. В одной из таких семей родился Иван Дмитриевич Поляшов. Венцом его карьеры был субподряд на ремонтных работах в Зимнем Дворце. Получив статус потомственного почетного гражданина, Поляшов в 1903-ем году построил дом-терем (а кроме того стал одним из крупнейших землевладельцев Чухломского уезда, построил современную мельницу на Виге, часовню в Погорелово, новый придел в приходской церкви в Дорке и т.д.).Дом уникален своей эклектичностью — постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения .
Постучавшись, мы встретились и познакомились с хозяином этого шедевра Анатолием Ивановичем Жигаловым, который рассказал интересную и захватывающую историю этого терема.
Очень жаль ,что произведения русского деревянного зодчества находятся так далеко от федеральных дотаций!!!
Но у нас впереди второй терем, в Осташево. Его я видел два года назад, когда ходили в АПЧ, ещё до реставрации. Мне нетерпелось его увидеть. НО… меня ждало разочарование. Терем был старый, от него пахло стариной. А сейчас(но это сугубо моё мнение) получился новодел. Все гнилые бревна заменили (это хорошо), а все старые бревна зачистили и обработали(что имхо неправильно).
Таким он был 2 года назад А таким он стал сейчас

После терема мы заехали на заправку, попрощались с питерскими друзьями и отправились в обратный путь на Москву. Вот такой наша Чухлома была в этом году. В статье использовался материал с сайта «Храмы России».

Выражаю благодарность за предоставленные фотоматериалы: Василию, Владимиру, Алексею, Виктору, Андрею, Ольге, Сергею и всем участникам нашей экспедиции.

Автор: Анчутка

От admin

Бороться и искать, найти и не сдаваться.